C болезненной регулярностью HRW рекомендует правительству РТ обратить внимание на ситуацию с правами человека, выражая озабоченность по этому поводу. Авторы доклада защищают «права» исключительно членов запрещённой террористическо-экстремистской организации Партия исламского возрождения (ТЭО ПИВ). Хотя задержание лиц, причастных к антиконституционной и террористическо-экстремистской деятельности законно и справедливо, произведено в целях обеспечения безопасности государства и мирных жителей. Права остальных 9 миллионов законопослушных граждан HRW мало интересуют. Подобные оценки этой МНО вызывают справедливый скепсис и нарекания по поводу их объективности и адекватности.
Примером двойных стандартов в деятельности HRW является то, что эта организация, защищая права человека теоретически, на практике поддерживает ТЭО ПИВ, помогая её руководству и ячейкам устраивать в Европе семинары, круглые столы, пикеты.
Заручившись поддержкой Human rights watch, руководство и активные члены ТЭО ПИВ, при поддержке иранских спцслужб используют территории иностранных государств в качестве плацдарма для ведения антиправительственной деятельности против Республики Таджикистан.
HRW, спонсируемая фондом Дж.Сороса и известная своими тенденциозными проектами, отсутствием принципов и непоследовательностью, оказалась в числе адвокатов ТЭО ПИВ. Говорить о HRW как об общественной организации, в качестве которой она себе позиционирует, нет никаких оснований. HRW давно вышла из сферы активности «всемирных правозащитников» и была взята на вооружение западными госструктурами. Помимо систематической информационной и психологической обработки общественного мнения HRW занимается строительством оппозиционной режиму посещаемых стран «гражданской» и политической инфраструктуры, практикует создание в странах предполагаемого влияния дестабилизирующей и революционной атмосферы. HRW содействует переходу власти в руки прозападных партий. При этом она готова обеспечить всяческую поддержку и исламистскому режиму, хотя сама выступала против того, когда «шариат становится властью». Тогда отчего HRW так ратует за свободу действий для членов ТЭО ПИВ, призывая отпустить их из-под ареста, освободить от уголовного наказания? Но в конституционном светском Таджикистане – не место террористам, радикальным религиозным проявлениями, которые упорно, в т.ч. вооружённым путём, пытались насаждать члены ТЭО ПИВ на протяжении двадцатилетия.
В свое время HRW в числе других правозащитных организаций агитировала западные страны обратить внимание на нарушение прав человека и устоев демократии в арабских странах, в т.ч. в Сирии. Но сегодня названная МНО не пытается образумить террористов из ПИВ, её боевого крыла «Джамоат Ансаруллох» и ИГИЛ. Хотя именно HRW критикует национальные правительства, добиваясь свободы действий и освобождения от заслуженного наказания для экстремистов от оппозиции.
Справедливо признать, что ни ежегодные «Всемирные доклады» HRW, ни её тенденциозные оценки правового поля, рекомендации по «соблюдению законности и демократии» не отражают реальной картины в любом из государств. Бесконечные заявления и протесты HRW относительно соблюдения прав человека выслушиваются, но всегда и повсеместно игнорируются, местными властями не учитываются, реально на ситуацию не влияют.
Олим Якубов, юрист-правовед