В 2015 году Верховным Судом Республики Таджикистан была запрещена деятельность ПИВТ как террористическо-экстремистской организации. (Полный текст решения Верховного Суда Республики Таджикистан помещен на сайте НИАТ «Ховар» под рубрикой «Безопасность»). О причинах принятия подобного решения в отношении ПИВ экспертами опубликовано множество статей в средствах массовой информации. Заметки нашего эксперта Камара НУРУЛХАКОВА также связаны с этой темой.
Автор этих строк также напечатал ряд статей по этому вопросу. Поскольку в одной статье изложить все основания Верховного Суда РТ по запрещению деятельности этой террористическо-экстремистской организации не представляется возможным, мы осветим лишь один из аспектов этой темы, дабы защитники ТЭО ПИВ в европейских странах и Комитете по правам человека ООН, которые пытаются обвинить Республику Таджикистан в ограничении прав и религиозных свобод человека, познали суть вопроса.
Республика Таджикистан поистине является светским государством, а его законодательство гарантирует защиту прав и равенство всех наций и вероисповедания. В 8-й статье Конституции Республики Таджикистан сказано: «Идеология ни одной партии, общественного объединения, религиозной организации, движения или группы не может быть признана как государственная. Создание и деятельность общественных объединений и политических партий, пропагандирующих расовую, национальную, социальную и религиозную вражду или призывающих к насильственному свержению конституционного строя и организации вооруженных групп, запрещаются».
Также в Конституции РТ зафиксировано: «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует права и свободы каждого независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения». «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов (статья 26)».
Такие гарантии прав предоставляют возможность для последователей различных религий в Республике Таджикистан жить и трудиться в атмосфере политической свободы, между ними не существует никакой религиозной, расовой, национальной или какой-либо другой розни. Последователи всех религий принимают участие во всех празднованиях и обрядах друг друга, в радости и бедах оказывают поддержку и бескорыстную помощь.
Но поскольку политические тенденциозные цели и интересы ТЭО ПИВ тесно переплетены с геополитическими интересами правительства Исламской Республики Иран, все успехи нашего светского государства были не по душе руководителям и членам этой организации. Еще в начале 90-х годов прошлого века руководство ТЭО ПИВ при финансовой военно-политической и идеологической поддержке правительства Исламской Республики Иран пыталось осуществить «исламскую революцию» иранского типа, пагубные последствия чего хорошо известны мировому сообществу. Но руководство ТЭО ПИВ не вынесло уроков из этой трагической ситуации, не осознало свои преступные действия против таджикского народа. Даже после подписания 27 июня 1997 года Договора о мире и национальном согласии, опять же при финансировании и подстрекательстве правительства ИРИ, тайно и скрытно продолжила свою террористическо-экстремистскую деятельность.
И для заложения социальной почвы с целью совершения очередной «исламской революции» члены ПИВ усиленно пропагандировали идеи шиизма и «исламской революции» в Таджикистане, тем самым попирая законодательство Республики Таджикистан относительно религии.
И наконец, ТЭО ПИВ в сентябре 2015 года сделала попытку руками генерала Ходжи Халима Назарзода, которого Правительство Республики Таджикистан по рекомендации руководства этой партии назначило заместителем министра обороны республики, совершить государственный переворот в стране. Это действие исламской партии самым грубым образом попрало требование протокола Договора о мире и общепринятых международных норм, так как Договор был подписан под эгидой ОБСЕ.
Здесь в качестве примера мы хотим привести один из фактов пропагандистско-экстремистской деятельности ТЭО ПИВ после объявления национального согласия в 1997 году, который раскрывает истинное лицо и действия партии, противоречащие общепринятым правам человека.
Следует отметить, что в статье 30 Конституции РТ сказано: «Пропаганда и агитация, разжигающие социальную, расовую, национальную, религиозную и языковую вражду и неприязнь, запрещаются», что полностью соответствует международным правовым документам, в том числе статье 55 устава ООН от 26 июня 1945 года. Поэтому в Уголовном кодексе Республики Таджикистан (статья 189) предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком от 5 до 12 лет за возбуждение национальной, расовой и религиозной ненависти и неприязни. Но ТЭО ПИВ еще в начале 90-х годов прошлого века, осуществляя геополитические планы правительства ИРИ, выступала на площадях с лозунгами «Долой Америку!», «Долой сионизм!» и другими.
Таким образом, открыто заявляя о своем неприятии и религиозной ненависти по отношению к евреям и христианам.
Нахзатовцы стали издавать книги, содержание которых было преисполнено ненависти к евреям и христианам. Тем самым нахзатовцы пытались обосновать с точки зрения ислама якобы существующую неприязнь мусульман Таджикистана к представителям других религий и вероисповеданий.
Например, книга «Почему ты отвернулся от ислама?», изданная нахзатовцами, от начала до конца источает ненависть, оскорбление и презрение к евреям и христианам. Содержание книги основывается на учении Имама Хумайни и идеях «исламской революции», которую правительство ИРИ пытается экспортировать в другие страны. Первая глава книги называется «Суть иудея», а первая её часть – «Презренная нация». В частности, в этой главе есть такие слова: «На свете нет более презренной и неприемлемой нации, чем иудеи. Их неблаговидные поступки не знают себе равных в истории. Достаточно вспомнить, каким злоключениям евреи подвергли великого пророка Моисея».
Далее говорится о том, что евреи являются очернителями истории человечества: «Желания лицезреть Бога, склонение к возвеличиванию теленка и другие подобные неблаговидные поступки осквернили человеческую историю». В то же время в этой книге без всякого на то основания евреи обвиняются в разжигании региональных и религиозных войн, даже в разжигании Первой и Второй мировых войн.
Появление новых неприемлемых религий наподобие бахаизма в Иране – тоже дело рук евреев. Авторы полностью игнорировали даже такой факт, что Вторая мировая война была начата Германией, на которой массовому уничтожению больше всего подвергались евреи. То есть, для ТЭО ПИВ ее тенденциозные интересы и корыстные цели стоят превыше исторической правды.
Эти радикальные идеи ТЭО ПИВ, по существу, отражают высказывания и лозунги Имама Хумайни и руководителей нынешней Исламской Республики Иран. Это еще раз доказывает, что путем пробуждения ненависти мусульман в отношении евреев и христиан ТЭО ПИВ намеревалась осуществить геополитические планы ИРИ и вбить в сознание людей идеи «исламской революции». Вот что писал в своей книге «Правительство ислама» Имам Хумайни: «Современный мир является двуполярным: на одной стороне стоит ислам, а на другой – враги ислама в лице империалистов, жестоких правителей, богоотступников, евреев, христиан и материалистов, которые объединились во имя уничтожения истин ислама и введения в заблуждение мусульманских народов». Как видно, между убеждениями и идеями ТЭО ПИВ и Имама Хумайни вкупе с руководством правительства ИРИ нет особого различия.
Во второй главе вышеназванной книги сравниваются взгляды ислама и христианства в вопросах познания Всевышнего, единобожие и христианская троица, в том числе Иисус Христос, также подвергаются критике христианские учения по этому вопросу с точки зрения ислама. Например, учение Библии в отношении Всевышнего считается неразумным, а христианский Бог – якобы это бог, который сожалеет о содеянном, человекоподобный, видимый глазу и немощный (1:42-43).
Очевидно, что христианская религия – одна из монотеистических (единобожьих) религий. Согласно учениям Библии, дух является без начала, без конца, неизменным по сути, власти, справедливости, богатству и своей истине, единый Бог выражается в трёх лицах и обладает всеми качествами, которые имеет единый Бог. Однако ТЭО ПИВ отрицает, что христианский Бог един и обвиняет христиан в многобожии. По словам нахзатовцев, «Христиане после ухода Иисуса Христа приняли от политеистов троицу и веру в то, что Христос был сыном Божьим, и смешали её с чистой религией Христа» (1:47). В итоге такими комментариями в отношении христианской религии нахзатовцы объявили христиан «безбожниками» («кафирами»). Цель объявления христиан «богохульниками» («куфр») состоит в том, чтобы именем ислама узаконить джихад против христиан.
В книге также подвергается критике вопрос познания пророков с точки зрения христиан. ТЭО ПИВ считает точку зрения ислама в отношении пророков истинной и непорочной, однако считает ложным отношение христиан к пророкам. Якобы с точки зрения современных христиан пророки были пьяницами, прелюбодеями, лгунами, подверженными плотским утехам с женщинами (1:48-50). Нахзатовцы пришли к такому заключению о вере христиан, только опираясь на легенду, изложенную в Ветхом завете о пророке Ное и Соломоне, и здесь же опорочили их. Между тем, основным источником христианской религии является Новый завет (вторая часть Библии), который состоит из книг Марка, Матфея, Луки и Иоанна и сильно отличается от тех легенд, которые используют нахзатовцы, чтобы опорочить христиан.
По мнению идеологов ТЭО ПИВ, христиане проповедовали в мусульманских странах такие убеждения о пророках с тем, чтобы «разрушить их (мусульман – прим. Н. К.) разум и внушить им, что пророки были лгунами, прелюбодеями, пьяницами и святошами» (1:51). («Почему ты отвернулся от Ислама?» Издание Комитета культуры Исламского Возрождения Таджикистана). Здесь возникает вопрос: неужели христиане до такой степени отвернулись от своей религии, чтобы осквернять своих пророков? Разве это не смешно и не оскорбительно?
В настоящее время в книге «Почему ты отвернулся от Ислама?» нахзатовцы сравнивают описание Иисуса в Библии Иоанна и в Коране и утверждают, что в Коране Иисус удостоен благословения Всевышнего, «Однако Иисус, который описан в Библии, не только не благословен, но на него наслано проклятие» (1:54). Поскольку, по убеждению нахзатовцев, настоящую Библию последователи христиан исказили и преобразовали. Одним словом, современная христианская Библия – это «ложная Библия» (1:55).
В данной книге особенно подвергается критике церемония празднования дня воскрешения Иисуса Христа в католических церквях. Например, христианская церемония «Тайная вечеря», то есть потребление вина и хлеба из пресного теста, приравнивается к абсолютным предрассудкам и описывается так: «Поистине, что за бедствие, что за неразумность, что за зло и невежество», что само по себе оскорбительно.
Более того, нахзатовцы подвергают критике обряд католиков по покаянию и исповеди со слов одного «исфаханского мужа» (иранца), как обряд «продажи рая» католической церковью. Якобы один «исфаханский муж» купил у попа за определённую сумму ад, получил у попа ярлык на продажу, затем «пошёл в общий центр христиан и закричал: «Благая весть!» (1:58). Как только христиане прислушались, «исфаханский муж» изрёк: «Благая весть для христиан, чтобы с этого момента не обращались к попу для того, чтобы купить рай, поскольку я купил рай, боясь ада и сожжения в нём, теперь ради вас я купил ад, будьте уверены, я никогда не пущу вас в рай!» (1:59). Нахзатовский автор продолжает свой рассказ и утверждает, что после этого события христиане не пошли больше в церковь, поп и его подручные разорились, пошли к «исфаханскому мужу» и вернули в обмен на большие затраты ярлык на владение адом у этого мужа, и затем развились дела на рынке «продавцов рая» (1:59).
Здесь больше всего удивляет, что «героем» ТЭО ПИВ в данном случае является один иранский мужчина, посредством которого нахзатовцы опорочили не только христиан, особенно католиков, но и попытались при помощи фальшивой легенды подчеркнуть превосходство шиитов над другими религиями и конфессиями, привлечь внимание граждан Таджикистана к шиитскому мазхабу, что свидетельствует об их приверженности к идеям «исламской революции». Действительно, согласно учениям Имама Хумайни, которое составляет сущность убеждений и политики Исламского Правительства ИРИ, «исламская революция» во всём мире должна превратиться в «политическую революцию», убрать с лица земли все неисламские режимы, и ислам должен одержать победу над безбожием. (2:27).
Вместе с тем необходимо отметить, что книга «Почему ты отвернулся от Ислама?» написана против тех, кто отошёл от ислама, принял другие религии, такие, как христианство, бахаизм, по словам нахзатовцев, стал отверженным. Но этот факт не может быть основанием для оскорбления и высмеивания иудеев и христиан и их священных книг. Здесь основной целью нахзатовцев является пропаганда идей «исламской революции». Они под предлогом «наставления» «отверженных» предприняли шаги, чтобы поместить политику Правительства Исламской Республики Иран в отношении иудеев и христиан в помыслы мусульман Таджикистана, обвинить иудеев и христиан в «безбожии» и «ереси», поместить их в ряды изгоев и подтвердить, что «безбожник достоин смерти» (1:120).
Конечно, пропаганда таких религиозных и экстремистских идей со стороны ТЭО ПИВ не может не отразиться в сознании мусульман Таджикистана, особенно молодёжи, может пробудить в них чувство ненависти и отвращения к иудеям и христианам, создать почву для возникновения религиозных конфликтов, разрушить мир и спокойствие общества Таджикистана, где проживают представители различных религий.
Неслучайно в начале 90-х годов ХХ века, когда ТЭО ПИВ только начала свою деятельность, большинство иудеев и христиан покинули Таджикистан. Их больше всего напугали сборы на площадях и волнения, сотворённые ТЭО ПИВ, пробудили в них чувство «исламофобии». С этой точки зрения, в развитии «исламофобии», которая сегодня превратилась в политический процесс, огромную роль сыграла ТЭО ПИВ. Между тем, огромен вклад евреев и христиан в развитие науки и искусства, экономики, социальной жизни, в частности, образования и здравоохранения Таджикистана, однако ТЭО ПИВ разрушила в 90-е годы ХХ века всё то, что создавали евреи и христиане.
Также следует отметить, что убийство работников ООН в 1998 году в Тавильдаринском районе, христианских туристов в июле 2018 года в Дангаринском районе и сотни террористических актов совершены руками террористов ТЭО ПИВ. Члены ТЭО ПИВ приняли участие в боевых действиях Сирии и Ирака. Сегодня они участвуют в рядах террористических групп в Афганистане. Одним словом, террористическая и экстремистская деятельность ТЭО ПИВ приобрела международный характер. В связи с этим отношение к ТЭО ПИВ по методу «двойных стандартов» противоречит нормам прав человека и может снизить авторитет Комитета по правам человека ООН и ОБСЕ в мусульманских странах.
Следовательно, запрещение деятельности ТЭО ПИВ как террористической и экстремистской организации со стороны Верховного Суда Республики Таджикистан является реальностью и неизбежностью, оно осуществлено не только согласно законодательству Республики Таджикистан, но и в соответствии с требованиями документов о правах человека, ТЭО ПИВ должна быть признана ответственными лицами ОБСЕ как террористическая и экстремистская организация, имеющая международный характер.
Литература:
- Почему ты отвернулся от Ислама? Издание Комитета культуры Исламского Возрождения Таджикистана. 1999 г.
- Khomoini R. Principes, sociauxetreliguex. Paris, 1979.
Камар НУРУЛХАКОВ