Что касается Кыргызстана, то мы не располагаем достоверной информацией по данной теме. Следовательно, в отличие от несведущего А.Космарского, не будем рассуждать о том, в чём некомпетентны.
Остановимся на ситуации в Таджикистане, на основе имеющихся достоверных фактов.
Известно, что в связи сособенностями географического положения и протяжённой внешней границы с Афганистаном, территория Республики Таджикистан остаётся одним из возможных, наиболее привлекательных каналов контрабанды оружия и наркотиков. В приграничных афганских районах функционируют многочисленные лаборатории по производству нарковеществ, большое количество которых сконцентрировано здесь для дальнейшей переправки в государства Центрально-азиатского региона, страны СНГ и ЕС.
После вывода контингента войск НАТО из Афганистана, наряду с обострившейся террористической составляющей, представляющей непосредственную угрозу странам ЦА, в разы увеличился наркотрафик в страны СНГ. Если ранее вИРА производился сырой наркотик – опиум, то, сейчас уже здесь его в промышленных масштабах перерабатывают в героин, который имеет меньшие габариты, что упрощает процесс контрабанды. По данным ООН, доля ИРА в мировом производстве опиатов достигла 95%, что составляет порядка 55% ВВП Афганистана. Около20 афганских провинций из 34-химеют посевы опийного мака, которые увеличиваются год от года. Ежегодно в ИРА производится от 8 до 10 тыс. тон ннарковеществ. Ситуация получила название наркоэкономики. Афганистан причислен к новому типу государств – наркогосударствам. Эта угроза способна подорвать устои чужой государственности и целенаправленна на уничтожение демографического потенциала, причём не только нынешнего, но и будущего поколения, т.е. генофонда нации.
В международной переброске наркотиков из Афганистана принимают участие более полумиллиона человек. Ежегодный оборот от этой торговли исчисляется десятками миллиардов долларов.«Северным маршрутом» ежегодно перемещается более 30% от общего объёма наркотиков, производимых в Афганистане. Их поток идёт и в Европу, но среднеазиатские республики оказываются одними из самых близких, очень подверженных наркотрафику территорий. А наиближайшей – таджикский Горный Бадахшан.
Под предлогом помощи в борьбе с наркобизнесом, США и ЕС пытались внедрить различные программы («Управление границей в Средней Азии», «Содействие управлению границами в Центральной Азии» (БОМКА), которые на деле означают постановку под контроль общей границы стран СНГ. Причем, в этих программах предусматривалось задействовать вооружённые силы стран Евросоюза, а значит, НАТО. Всё это происходило под аккомпанемент заверений в жёстком курсе на борьбу с наркотиками.
Появились два настораживающих обстоятельства. Во-первых, «освобождённый и демократизированный» ими Афганистан превратился в источник мирового терроризма. Во-вторых, обнаружилось, что многочисленные ячейки террористических сетей и их штаб-квартиры находятся на территории США и стран НАТО. Оказалось, что их война с терроризмом – ширма для другой, героиновой войны. Наркотическая агрессия, развязанная с юга, с границ Афганистана, имеет своё политическое, экономическое и демографическое обоснование. Пока США акцентирует внимание на террористической угрозе, с территории Афганистана осуществляется «тихая» накроагрессия, транзитом через страны Средней Азии, через общие границы стран СНГ. Наркопоток, жертвами которого могут стать будущие воины, будущие матери и многие тысячи тех, кто мог бы послужить стране ради её укрепления и процветания. Следует учесть, что военные действия террористов также не обходятся без наркостимуляторов, которые те принимают для поддержания тонуса, выносливости, устранения страха. Наркоэйфория подавляет у боевиков совесть и жалость к жертвам. Ситуация усугубляется тем, что огромные средства от контрабанды нарковеществ тратятся на вооружение террористов. Нарко-террористический круг замыкается.
Благодаря слаженным действиям пограничников и сотрудников Агентства по контролю за наркотиками Республики Таджикистан, до конечных пунктов назначения доходит далеко не вся предназначенная для них часть. Так, в 2017 г. правоохранительными органами Республики Таджикистан изъято 3367 кг наркотических средств, проведено 11 спецопераций, в ходе которых обезврежены 16 контрабандистов. Только в рамках операции «Кукнор-2017» (Мак-2017), проводящей на территории страны с 20 мая по 30 ноября каждого года, таджикскими пограничниками из незаконного оборота изъято 185 килограмм 518 грамм наркотиков различного вида: свыше 6,7 килограмм героина, 33 килограмма каннабиса, около 81,7 килограмм гашиша, 63 килограмм опиума, 1 килограмм амфетамина. Ежегодно военнослужащими пограничных войскобнаруживается и уничтожаетсясотни тысяч кустов дикорастущей конопли.
За 1-й квартал 2018 г. из незаконного оборота изъято 669 кг 136 г наркотических средств: 82 кг 7 г – героин, 94 кг 691 г – опий, 421 кг 761 г –гашиш, 70 кг 677 г – вещества каннабисной группы. (Последние данные ещё не опубликованы).
Чтобы полностью отбить эту наркоатаку, задействованы общие усилия всех государственных систем на национальном уровне. Кроме того, бороться с названными угрозами необходимо реальными действиями ещё на подступах к общим рубежам стран СНГ, в рамках созданных международных политических и военных союзов. Ведь современные наркодельцы – это хорошо организованные и вооружённые преступники, первыми открывающие огонь даже в густонаселённых местах.
Игорь Махкамов, ИА «Параллель»